18 февраля 2020 года в Москве состоялся ежегодный Форум «Национальная безопасность России»

Вячеслав Плахотнюк представил экспертное мнение относительно модернизации Российской национальной стратегии противодействия коррупции.

Основная идея: Смещение акцента с простых силовых методов устрашения и уголовного наказания на интеллектуальные профилактические методы ликвидации причин, условий и стимулов для коррупционного поведения.

 

В частности, предложено:

А. Экономические инструменты.

1)    Принятие Национального плана по борьбе с бедностью. Осуществление мер по уменьшению бедности и сокращению социального неравенства, как основных причин коррупции.

2)    Обеспечение высокого качества и равной для всех групп населения доступности и без какой-либо дискриминации образования, здравоохранения, гарантированных социальных услуг.

3)    Внедрение прозрачных современных систем экономической мотивации для лиц, замещающих государственные должности и государственных служащих. Создание системы легальных экономических стимулов к отказу от коррупционного поведения.

4)    Установление и поддержание конкурентоспособного уровня оплаты труда и мотивационных выплат в государственном секторе здравоохранения и образования, предотвращающего «утечку мозгов» и уничтожающего экономические стимулы к коррупционному поведению.

Б. Политические инструменты.

1)    Введение института публичных парламентских расследований фактов коррупции и неэтичного экономического поведения в федеральных органах власти и в органах власти субъектов Федерации.

2)    Вовлечение в антикоррупционный мониторинг и нормотворчество независимых от государства институтов гражданского общества и СМИ с одновременным сокращением числа формируемых и финансируемых государством органов по борьбе с коррупцией: различных «комиссий» и «комитетов».

В. Правовые инструменты.

1)    Укрепление законодательных гарантий недискриминационного и равного доступа к правосудию.

2)    Законодательная легализация и регламентирование лоббизма и лоббистской деятельности, как способа влияния и продвижения частных интересов в органах публичной власти.

3)    Законодательное закрепление системы экономического стимулирования лиц, замещающих государственные должности и должности государственных служащих высшего звена.

4)    Замена неэффективных и негуманных санкций в виде длительных сроков тюремного заключения по «коррупционным» делам на экономически более оправданные исправительные работы в сочетании с безальтернативной конфискацией имущества, приобретенного непосредственно на коррупционные доходы.

 Цитаты: «Финансовое положение каждого важно для государства, так как благополучие всех людей взаимосвязано. Большой процент бедного населения тормозит экономический рост - теряется покупательская способность, подрывается сплочённость общества, усиливаются политические и социальные трения, становясь причиной высокого уровня преступности, политической нестабильности и даже возникновения террористической угрозы. Бедность и социальное неравенство - основные причины коррупции.»

«Плохое государственное управление, непрозрачность и сложность административных процедур порождает так называемую «бытовую» коррупцию, как альтернативный способ для бедных получить реальный доступ к дефицитным для них ресурсам, государственным услугам и правосудию. В борьбе с коррупцией без уменьшения социального неравенства не поможет никакой уголовно-правовой террор.»


Из-за океана, тем временем, пришла новость о зарегистрированной в Палате представителей Конгресса США инициативе создать Международный антикоррупционный суд (МАКС).

В начале февраля конгрессмены Джеки Шпейер и Джим Макговерн представили законопроект  о борьбе с коррупцией на самых высоких уровнях в мире: Международный антикоррупционный суд. Эта идея была впервые озвучена старшим федеральным судьёй США Марком Вулфом.

Авторы указывают на острую необходимость разработки новых механизмов для борьбы с серьезным, транснациональным воздействием коррупции на права человека и непреходящей задачей привлечения клектократов к ответственности за свои преступления.

«Коррупция порождает нищету, насилие и нестабильность, которые могут распространяться далеко за пределы страны. По оценкам Всемирного экономического форума, 5 процентов мирового ВВП теряется из-за коррупции , а Международный валютный фонд указывает на   потерю налоговых доходов в размере 1 триллиона долларов США. Коррупция может поражать сами правительства, поскольку коррумпированные чиновники часто защищают себя от ответственности, воздействуя на судебную систему и устраняя критиков. Как недавно показали репортажи из Луанды,  это часто подразумевает разветвлённую сеть из разрозненных компаний, людей с хорошими связями и стран: от иностранных компаний, умасливающих руки чиновников для получения выгодных контрактов, до бухгалтерских фирм, которые позволяют коррумпированным чиновникам отмыть свои грязные деньги.»

Время покажет, является ли идея МАКС жизнеспособной. Сейчас невозможно себе представить создание какого-либо нового международного органа - все старые буквально «трещат по швам». Но, возможно, это стоит обсудить. И, возможно, эта тема позволит начать нормальный диалог и Запад хотя бы в этом вопросе будет с нами.

Больше материалов от адвоката Плахотнюка В.А.:

Telegram

Facebook

Дата: 2020-02-18