Можно сколько угодно говорить и жаловаться на несправедливость истории, но Берлин был взят штурмом советскими войсками. 30 апреля 1945 года над рейхстагом было водружено Знамя Победы. Ценой колоссальных потерь и беспримерного мужества. И Москва не была сдана, в отличие от Парижа, Варшавы, Праги, Осло, Брюсселя, Копенгагена и других.
Все народы хотят быть великими, но одно дело воевать языком, сражаться с памятниками и воинскими захоронениями, другое дело – противостоять врагу под огнём на поле боя. Одно дело – принять удар, совсем другое – присоединиться к празднику победителей.
Далай-лама XIV однажды сказал: «Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить.»
Почему, собственно, Сталин должен был руководствоваться чьими бы то ни было интересами, кроме интересов Советского Союза и почему он не должен был согласиться с договором о ненападении (пактом Молотова – Риббентропа), если он считал, что это поможет отсрочить неминуемую для СССР войну? Разве отстаивание и приоритет национальных интересов не является первейшей обязанностью и смыслом деятельности любого лидера, любого правительства?
Можно сколько угодно говорить о том, что в 1944 году выгоднее было предложить Германии мир и остаться в границах СССР, сохранив миллионы жизней советских солдат. Хладнокровно наблюдать, как гордые народы Европы сами решат свои проблемы. Но советское руководство сделало другой выбор в той ситуации, в которой находилось: было решено закончить войну в Берлине. Так в своё время поступил и Александр I, окончив Отечественную войну в Париже.
Стоит с пониманием отнестись к чувствам европейцев, чьи правительства ничего не смогли противопоставить нацизму 80 лет назад и даже сотрудничали с ним. Этим людям тоже нужна опора и вера в то, что их прадеды были настоящими патриотами своих стран – просто им не повезло и мир вокруг оказался слишком жестоким. Просто их обманули и предали более сильные.
Зачем ждать и благодарности за спасение? Надежда и ожидание чего-либо порождает психологическую зависимость и плохо влияет на того, кто надеется. Прагматичным и правильным подходом было бы вообще прекратить ждать от других народов и правительств чего-либо хорошего: никто не будет действовать в ущерб себе. Причина лояльности всегда или страх или материальная выгода, одним словом – целесообразность. Никакой любви и братства между народами, конечно же не существует. Есть мирное сосуществование. Ничего не поменялось, и не могло поменяться. Понимание этого должно облегчить восприятие картинок сноса памятников и осквернения захоронений – таковы люди.
Ненависть – плохая национальная идея, но она объединяет и возвращает народы Европы в прошлое: в те дни перед войной. И вот уже немецкие, и союзные им танки появляются у границ России. Пока это не 181 дивизия, но не стоит этого ждать, благодушно сложа руки. Нельзя верить – нужно действовать.
Ситуация изменится, когда дружить с Россией станет выгодней, чем дружить против неё. Все обиды забудутся, и все раны заживут. С богатым не судись, с сильным не дерись. Историки и политики сами придумают нужные аргументы и объяснения, перевернут какие надо страницы и сгладят какие надо острые углы.
Больше материалов от адвоката Плахотнюка В.А.: